Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Алгоритм фрикулинга
Диалог специалистов АВОК > ОБЩИЙ ФОРУМ > Автоматизация систем
asm
Впервые столкнулся с холодильной станцией, имеющей фрикулинг.
В принципе, всё понятно, но во-первых, дьявол кроется в деталях, а во-вторых, зачем изобретать велосипед?
Вот, поэтому, собственно, и спрашиваю, ибо технологи не могут формализовать тонкости, важные автоматчику.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Терзают меня сомнения касательно защиты от замораживания, особенно в момент пуска.
Дело в том, что время полного хода регулирующего клапана - 3 минуты, а зимний -30 гликоль, на смену нагретого во время остановки в помещении до +20 придёт ко мне достаточно внезапно.
Причём в малом контуре (от клапана до теплообменника) его менее 5 тонн, а в большом (от клапана до драйкулера) более 20.
Первое, что приходит на ум, это сильно растянутый по времени старт, во время которого регулирующему клапану будет ограничиваться максимальное количество подмеса уличного гликоля, чего бы там ПИД по ТЕ2 себе не хотел.
Понятное дело, что надо внимательно следить за протоком FS1 и т-рой воды ТЕ4, по которой пропорциональным регулятором можно защиту тому же клапану устроить.
Поскольку насосы на гликоле с частотниками, это тоже нельзя не использовать. Но как? Как защиту по ТЕ2 и ТЕ4? Или озираясь на дельту ТЕ5 и ТЕ4, понимая, что разный съём холода как бы намекает на необходимость разной скорости гликоля?
Или просто ограничивать скорость насосов по наружной температуре?
Или их скорость во время старта растянуть на часы, в конце концов, система не предусматривает частые и быстрые включения-выключения.
В любом случае, главным является не скорость выхода на режим, а безопасность и надёжность работы.

Auto
Защиты от замерзания:
1. По ТЕ2 не даем опускаться температуре ниже +5С (расчетная температура подачи). Если температура падает ниже +3С, то жестко останавливать насос (при условии протока FS1).
2. По FS1 проверяем проток холодной воды (можно даже сделать блокировку включения насоса по гликолю). Если нет протока, то это самое опасное, так как стоячую воду можно заморить оч. быстро в ТО ЖЖ.
3. А что с трехходовым клапаном Y1 по воз.7, он разве не предназначен для того, что бы делать пуск системы (гоняем по малому контуру и подмесом холодной воды) и при работе при низких температурах и малом потреблении холода ? Я как понимаю за счет него и поддерживаем температуру ТЕ2.
4 ПЧ на насосах, я думаю для двух режимов (двух расходов) зима/лето, которые настраиваются при ПНР, уточните по технологии.
v-david
Скоростью насоса баловаться, мне кажется, не стоит, попадете на еще одну переменную - эффективность теплообмена в ТО при уменьшении скорости будет падать. Защита от замораживания тот самый трехходовой при условии, что часть системы (насос-теплообменник-трехходовой-трубопроводы их объединяющие) находятся в тепле. Если очень сильно страшно, то пропишите пуск так: насосы Н3 стоят, насосы Н2 включаются на "полную катушку", затем постепенно вводятся в работу Н3 при закрытом порте А трехходового 7 (подразумевается, что порт АВ обращен к ТО) и далее постепенно открывается порт А, инжектируя в систему минусовой гликоль. Контролируйте ТЕ2, чтоб смесь не была в минусе.
Попутно. Контур с Н2 и аккумулятором-стрелкой - архитектурное излишество, проектировщик денег не считал и по рукам его никто не бил. Достаточно Н1, тем более стопудово, что фанкоилы с трехходовыми.
polyakov.mo
Основное на что хочу обратить Ваше внимание, что гликолевый контур при -30 запускать нельзя. В случае аварии он сливается, потом заново заправляется. Это мне поведал товарищ по ОВ. Данный пункт есть в каких то правилах.

Естественно его никто сливать не будет, попу никто не поднимет.

Клапан на гликоле у Вас трехходовой, значит температура от +20 до -30 падать будет в течение 3 минут или 20-(-30)/(3*60) = 0,28 оС/с. Не так уж и внезапно.

Ваша задача очень напомнила один ИТП с гликолевым контуром для наружных вент.установок. С ОВшником придумали алгоритм запуска после длительно стоянки (тоже защищаем Т/О).

Алгоритм по гликолю следующий:
1. закрываем 3х ход. клапан на гликоле.
2. запускаем насос(-ы) в контуре с водой.
3. Запускаем насосы в контуре с гликолем (время разгона ~10 минут, ибо холодный гликоль вязкий).
4. А уже потом регулируем (ПИ) температуру на подаче TE4 клапаном на гликоле или TE2 (П) - прям как ИТП.

Уставки защиты по вкусу. Производительность насосов - либо перепад температур как Вы сказали, либо давление на выходе. Если времени много - регулятор давления сделать внутренним контуром регулятора перепада температуры.

ЗЫ Измерительные приборы и частотники технолог нарисовал?
v-david
Цитата(polyakov.mo @ 14.6.2013, 17:24) *
Основное на что хочу обратить Ваше внимание, что гликолевый контур при -30 запускать нельзя. В случае аварии он сливается, потом заново заправляется. Это мне поведал товарищ по ОВ. Данный пункт есть в каких то правилах...

во-первых это чушь, В своем автомобиле Вы тоже будете сливать? Во-вторых, почему-то не работает ссылка на "какие-то правила".
polyakov.mo
Цитата(v-david @ 14.6.2013, 17:38) *
во-первых это чушь, В своем автомобиле Вы тоже будете сливать? Во-вторых, почему-то не работает ссылка на "какие-то правила".


*Ушел бить ОВшника
v-david
можно я с Вами?
polyakov.mo
можно,
вооружаемся книжкой по теплотехнике и базовым курсом автоматизации, чтобы могли указать где что померить и что где покрутить
kdu
Цитата(asm @ 14.6.2013, 18:37) *
В принципе, всё понятно, но во-первых, дьявол кроется в деталях, а во-вторых, зачем изобретать велосипед?
Вот, поэтому, собственно, и спрашиваю, ибо технологи не могут формализовать тонкости, важные автоматчику.


Хочу обратить внимание, на одну из деталей: В контуре, где гликоль может быть -30град (а может и ниже), нужно выбрать 3-ходовой исполнения, допускающего работу на таких температурах! Причём как саму арматуру 3-ходового, так и его привод! Были случаи когда к 3-ходовому имеющему нормальную плюсовую температуру "прилетал по сети" гликоль минусовых температур и арматура 3-ходового от резкого перепада температур элементарно трескалась. С приводом несколько проще - если привод обычного исполнения будет долго работать на переохлаждённом гликоле, то холод по штоку клапана таки проберётся в него, и мозги последнего могут стать слегка в неадеквате.
Некоторые особо дотошные производители (типа сименса) в описаниях на свои рег. клапаны честно пишут в каких условиях последние могут гарантировано работать, а те что попроще (типа shuft-а) по этому поводу не заморачиваются, тем самым подкладывая "детские грабли" проектировщикам-автоматчикам... Удачи.
Airflow
Если используете градирни от рабочего чиллера, то лучше фрикулингом не пользуйтесь. Нальете много гликоля в раствор - упадет производительность чиллера летом. К тому же морозы ниже - 35 в Москве бывают и 50 % не спасут, а последствия могут быть очень печальными.
v-david
Цитата(kdu @ 17.6.2013, 13:26) *
Хочу обратить внимание, на одну из деталей: В контуре, где гликоль может быть -30град (а может и ниже), нужно выбрать 3-ходовой исполнения, допускающего работу на таких температурах!...

По другому порту клапана бегает относительно теплая водичка, так что описанный Вами случай относится скорее к некорректному режиму запуска системы либо некорректному проектированию. Вряд ли оправдано ставить клапан на -30 в теплое помещение на нормально запроектированную систему, это избыточная предосторожность. Если так перестраховываться, то и теплообменники надо делать из танковой брони. Впрочем есть один момент. Как правило 3хходовые клапаны не являются запорными элементами, т.е. имеют повышенные коэффициенты протечек. И вот здесь вот на длительных стоянках при хороших минусах за бортом теплообменник ждет сюрприз...

Цитата(Airflow @ 17.6.2013, 22:03) *
Если используете градирни от рабочего чиллера, то лучше фрикулингом не пользуйтесь. Нальете много гликоля в раствор - упадет производительность чиллера летом. К тому же морозы ниже - 35 в Москве бывают и 50 % не спасут, а последствия могут быть очень печальными.

Вы не правы, это плохой совет. Только что вы "опустили" заказчика на стоимость дополнительного драйкулера. Падение производительности чилера на гликолевых смесях при прочих равных условиях имеет место, но не на смертельную величину, она легко учитывается при выборе модели. Кстати не хотите пояснить почему она падает и что будет, если я немного увеличу расход по гликолевому контуру? А 50% это концентрация? Странно, у меня в автомобиле антифриз 40% и ничего вроде...
Airflow
Цитата
она легко учитывается при выборе модели.

Я так понимаю, что модель уже давно как выбрана, смонтирована и работает.
Цитата
Кстати не хотите пояснить почему она падает

На графиках в умных книжках нарисовано, я не профессор чтобы в такие дебри лезть. Трейн вообще сильно ограничивает концентрацию гликоля на своих поделках.
Цитата
и что будет, если я немного увеличу расход по гликолевому контуру?

Если есть чем.
Лучше не лезть в рабочую систему, она целее будет.
v-david
Понятно, ничего нового. Не хочется цитировать профессора Мечникова, но очень надеюсь, что хотя бы через год Вы с улыбкой и сожалением будете читать свои посты. Ну а если нет, то лучше сменить профессию
Airflow
Не хочется цитировать профессора Мечникова, но очень надеюсь, что хотя бы через год Вы с улыбкой и сожалением будете читать свои посты.
v-david
надеюсь за этот год Вы научитесь не только писать, но и читать.
Airflow
Народ, здесь все такие?
asm
Спасибо за советы и размышления.
Отвечу без цитат, оптом.
Там на самом деле две системы, я привёл схему более простой.
Та, что посложнее, имеет две ХМ и теплообменник фрикулинга в подвале, и охлаждение на гликоле с четырьмя драйкулерами на кровле.
Но суть, в плане алгоритмов везде одинакова.
Формализуя, я формирую переменную "Зима-лето", которая уйдёт в зиму при<5 и в лето при >7.
Если холодильная станция (независмо, от того, чиллера работают, или фрикулинг) находится в работе, что при смене зима-лето, я её принудительно глушу на 5 минут.
Ну а дальше, старт водяного контура, с задержкой старт гликолевого контура, удержание клапана с постепенным его отпусканием отдавая регулирование ПИ регулятору.
По протоку аварийная остановка гликолевого контура, по выходящей из ТО воде аварийное ограничение скорости гликолеввых насосов П регулятором.
Вентиляторам драйкулера первый час работы фрикулинга (при отрицательной т-ре улицы) включаться вообще не разрешу, мне нужна уверенность в том, что все 30 тонн гликоля в трубопроводах равномерно перемешались в плане т-ры.
Как-то так.
asm
Цитата(Airflow @ 18.6.2013, 21:44) *
(1) Я так понимаю, что модель уже давно как выбрана, смонтирована и работает.
(2) На графиках в умных книжках нарисовано, я не профессор чтобы в такие дебри лезть. Трейн вообще сильно ограничивает концентрацию гликоля на своих поделках.
(3) Лучше не лезть в рабочую систему, она целее будет.


1. Нет, система только сейчас собирается и запускается по неизменённому проекту.
2. Гликоль более вязок и менее теплоёмок, чем вода. Переход с воды на гликоль компенсируется увеличением расхода. Причём в случае наличия частотных приводов на насосах, есть вероятность, что насосы и менять не придётся, из-за бОльшей вязкости, на номинальный для двигателей ток они начнут выходить далеко после 60Гц, а частотники могут выдавать хоть 600.
3. Система изначально запроектирована на использование гликоля в контуре выходящем на улицу.

Все ли здесь такие? В принципе, да. На работе накипает, из-за любителей поумничать, в то время, когда стоит спрашивать советов.
Нельзя делать умозаключения по вопросам, на которые у Вас банально не было достаточного количества вводной информации.
И ум и мудрость они проявляются не столько в способности отвечать, сколько в способности спрашивать и уточнять.
Согласитесь, очень часто, уточняющий вопрос уже является ответом.
asm
Цитата(polyakov.mo @ 14.6.2013, 17:24) *
Основное на что хочу обратить Ваше внимание, что гликолевый контур при -30 запускать нельзя. В случае аварии он сливается, потом заново заправляется. Это мне поведал товарищ по ОВ. Данный пункт есть в каких то правилах.


У проектировщиков есть такая беда, не вникать в физику, клонируя решения из одной рыбы в другую.
Экстренно, по угрозе заморозки или исчезновению силового ввода, сливают воду из установок, находящихся на улице, иногда с продувкой.
Ну а дальше - "слышал звон" (это я не про Вас).
v-david
Цитата(asm @ 22.6.2013, 10:01) *
Вентиляторам драйкулера первый час работы фрикулинга (при отрицательной т-ре улицы) включаться вообще не разрешу, мне нужна уверенность в том, что все 30 тонн гликоля в трубопроводах равномерно перемешались в плане т-ры.
Как-то так.

Вот этот момент Вы еще немного подумайте. Перемешивания не будет, негде, будет теплообмен между "горячим" гликолем и минусовым (если такой будет), происходящий, как бы сказать, на i-том отрезке трубы. Отрезок периодически нагревается и охлаждается проходящим гликолем = теплообмен. Как его посчитать? За какое время температура выровняется? Я не пробовал отсчитаь, но наверное можно.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.