Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Запорная арматура
Диалог специалистов АВОК > ОБЩИЙ ФОРУМ > Газоснабжение
два
Задвижка или шаровой кран? Что предпочтительней при проектировании узлов учета газа. И как это обосновать, подскажите пожалуйста.

Отменен СВОД ПРАВИЛ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СИСТЕМ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ СП 42-104-2003

Для вновь проектируемых объектов систем газоснабжения, исходя из конкретных требований проекта следует предусматривать, как правило, установку шаровых кранов. А что взамен?
tanya24
Был СП 42-104-97, вместо него действует СП 42-101-2003, раздел 7 "Запорная арматура".
LevaK
Для начала надо помнить, что задвижки начинаются с Ду50. Меньше не слышал. Так что если трубы Ду40 и меньше то уже только краны. Ду50 и более - можно и задвижки и краны. Тут уже кто чего более любит. Краны сейчас есть на все Ду, на которые есть трубы. Задвижки - не совсем. Не видел задвижек Ду65, Ду125. Задвижки долго закрываются, т.к. надо сделать несколько полных оборотов штурвала. Краны - поворот на 90 градусов. Но у больших кранов большой рычаг для закрытия, не всегда есть место для него. Следует отметить, что современные шаровые краны весьма неплохо ведут себя в эксплуатации, как правило проблем с ними нет.
Я обычно применяю шаровые краны (с фланцами или без, фланцы бывают начиная с Ду25). Задвижки ставлю только если специально просят.
toddd
Цитата(два @ 9.4.2010, 10:56) *
Задвижка или шаровой кран?

О, любимые темы! Руководствоваться паспортом производителя и обстоятельствами, на свое усмотрение, т.к. есть свои плюсы и минусы. Например.
1. Как говорил LevaK - Ду. Задвижки начинаются с Ду50, краны с Ду15 (иногда 10). Конечно, есть задвижки типа ЗКС 31лс77нж на Ру160 или бронзовые, только они дороги и не для всяких условий работы подходят. Потому, если диаметр менее 50, выбор очевиден.
2. Вес мелких диаметров КШ(кран шаровой) значительно меньше, чем задвижек.
3. Строительная длина. Лучше выбирать краны со стандартной строительной длиной, как у задвижек, чтоб потом можно было легко производить замену по типу шило-мыло. Кстати, высота кш тоже меньше, иногда в "паутине" это важно.
4. Цена крана мелких Ду ниже задвижечной.
5. Ну не знаю плюс или минус - упомянутая LevaK скорость открытия-закрытия запорного органа. У КШ, естесно быстрее. С одной стороны в аварийных ситуациях это не плюс, а плюсище, а с другой - при постоянных условиях обычной работы - гидроудары - не гидроудары, ну скажем более резкий перепад давлений, со временем сказывающийся на остальном оборудовании.
6. Бывают КШ с цельным корпусом, в принципе без лишних соединений - меньше щелей - меньше шансов на протечку. Но он не ремонтопригодные. Однако и здесь есть нюанс. Это уплотнение горловины - там где шток торчит. Оно, как правило выполняется из фторопласта. А фторопласт со временем "течет", особенно под нагрузками. Не известно (мне, по крайней мере), что может произойти со фторопластом на самом уплотнении затвора, который сейчас в основном и используется производителями, скажем лет через 10.
7. И главный недостаток кранов против задвижек - герметичность при колебаниях температур. Если на морозе КШ крутится туда-сюда одним пальцем - будьте уверены, что горячую воду он держать не будет. Тоже и наоборот, если на горячем его закрыть, то на холодную его можно не открыть даже ломом. Эту проблему некоторые производители решали путем ставки под уплотнения в корпус КШ пружин. Стоить заметить, что такие пружины устанавливают с Ду150 и выше, на мелких считается, что линейные расширения корпуса не так существенны. Но практика, к сожалению суровее предположений. Потому некоторые краны для горячей воды крутятся туже, чем для холодной. Не стесняйтесь попробовать.
Задвижка просто дожимается маховиком(рулем) и ноу проблемс. Колебания не страшны. Кроме того, сама специфика клина, позволяет более мощным усилием обеспечивать герметичность на со временем изнашиваемом затворе. Плюс еще в том, что при цикле открытия-закрытия в КШ трению подвергается вся поверхность шара и постоянно, в отличие от задвижки.
8. Срок службы и ремонтопригодность задвижек выше, чем кранов. Более того, не составляет труда наплавить уплотнения на затвор и корпус задвижки, с дальнейшей притиркой, а потому срок службы задвижки ограничивается износом стенок корпуса. На неагрессивных средах задвижку смогут покрутить и правнуки.
9. При залипании затвора, кран очень трудно открыть, почти все производители в инструкции указывают, что кран не реже раз в пол-(или один) года нужно открыть-закрыть, дабы избежать залипания. На задвижках, за счет червячной передачи шпинделя такие проблемы встречаются гораздо реже.
10. Распространенность приводов(электро-пневмо-гидро, ручных) и других устройств контроля на задвижки гораздо шире, потому доступнее и дешевле.
Можно еще написать о том, что конструкция затвора КШ в виде шара делает невозможными или слишком дорогими технологии наплавки уплотнительных колец, например на пар критичных и сверхкритичных параметров и т.п.

Скажу еще, что наши газовщики работают с КШ отечественного производителя Луганск или Киев.


Evgkarpro
Вариантов может быть много.

Например для структур ОАО "Газпромрегионгаз"
Запорная арматура - только шаровые краны.
Обоснование - письма о применении.
http://forum.abok.ru/index.php?showtopic=24121&st=80
спец
Шаровой кран - дороже, но однозначно. Кстати почему бы не ставить "бабочки". Лично я сталю краны на входе - выходе. А внутри " бабочки".
Слово задвижки пора-бы и забыть.
toddd
Цитата(спец @ 11.4.2010, 13:19) *
Шаровой кран - дороже, но однозначно. Кстати почему бы не ставить "бабочки". Лично я сталю краны на входе - выходе. А внутри " бабочки".
Слово задвижки пора-бы и забыть.

Кран дороже? Это чего с чем сравнивать? Например, КЗШС "М....л" Ду50Ру16 стоит 316грн с НДС
задвижка 30с41нж Ду50Ру16 "М...А" стоит 550грн без НДС. Это самые обычные "классические" образцы промарматуры.

Затворы имеют и свои минусы (на газе вообще не видел). Про задвижки забывать не стоит. smile.gif
По крайней мере, не везде, потому как выполняют такие требования, которые не всегда способны выполнить КШ или ЗП или запорные клапаны (вентили).
два
Огромная благодарность, что не оставили тему без внимания. toddd спасибо за столь полный ответ
Роман5000
если на газ то только шаровый кран. монтажники и обслуживающие будут тебя крыть всем чем можно за задвижку. Я в этом году сам проглядел и в проекте проскочила 1 задвижка. хорошо что изза путаницы их пришло 2. 1 я так и не смог реанимировать она пропускала через шток собака. например зимой не в тепле уплотнить ее нельзя и замучишься возякоть ее тряпкой с мылом. плюс там материал такой что она ржавеет на ура. то есть есл иона простояла открытой годик потом ее уже можно и не закрыть. то есть их нужно перед монтажем в тепле разобрать пролить все маслом. потом в тепле же напихать туда шнур и еще подкласть шайбы под упорные болты чтоб при затяжке не сломать шпильки.

а шаровый я просто закрутил и все пошел домой.
разница в цене незначительна. при ду 50 разницы как таковой не было. если учесть зп монтажника и его затраты на монтаж. то задвижка обойдетса в 3 раза дороже

на воде все аналогично.

есть только момент что задвижкой можно расход регулировать. а шаром нет, но на газу это ненужно

да и еще если уменно учет газа то это внутрянка скорее всего и там только шарики. как вводной так и перед котлами или что там у тебя, ручка если мешается ее отпилить можно и это прокатывает
спец
Краны бывают стальные и из цвет. Тут и цена. для газа задвижка только ст. Да и про диаметры речь пошла Ду50??? А краны бывают Итальянские, Польские, Китайские..... Цена, согласен разная, да и начинка (шарик) тоже.
спец
Цитата(LevaK @ 9.4.2010, 12:28) *
Задвижки ставлю только если специально просят.

Бывает и так. Берем ржавые-советские, красим немецкой краской... Ну стыдно конечно, шутка.
Evgkarpro
Из задвижек одобрено например Газовые задвижки AVK (Дания)
в том числе и на ПЭ-газопроводы взамен ПЭ-кранам.
http://www.avkvalves.com/
спец
Кран по конструкции лучше задвижки.
Алексей Ляликов
Шаровый краны под ковер до 225 диаметра - легко и непринужденно, задвижка ближе к воде - там нужно минимизировать гидроудар
valves
Все время сталкиваюсь с запорной арматурой отечественных производителей. Обычно это задвижки, клапаны... Сейчас стал вопрос о шаровом кране на Ду50 имеет ли смысл рассматривать "наше" производство или лучше смотреть в сторону зарубежных изготовителей?
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.