Цитата(два @ 9.4.2010, 10:56)
Задвижка или шаровой кран?
О, любимые темы! Руководствоваться паспортом производителя и обстоятельствами, на свое усмотрение, т.к. есть свои плюсы и минусы. Например.
1. Как говорил LevaK - Ду. Задвижки начинаются с Ду50, краны с Ду15 (иногда 10). Конечно, есть задвижки типа ЗКС 31лс77нж на Ру160 или бронзовые, только они дороги и не для всяких условий работы подходят. Потому, если диаметр менее 50, выбор очевиден.
2. Вес мелких диаметров КШ(кран шаровой) значительно меньше, чем задвижек.
3. Строительная длина. Лучше выбирать краны со стандартной строительной длиной, как у задвижек, чтоб потом можно было легко производить замену по типу шило-мыло. Кстати, высота кш тоже меньше, иногда в "паутине" это важно.
4. Цена крана мелких Ду ниже задвижечной.
5. Ну не знаю плюс или минус - упомянутая LevaK скорость открытия-закрытия запорного органа. У КШ, естесно быстрее. С одной стороны в аварийных ситуациях это не плюс, а плюсище, а с другой - при постоянных условиях обычной работы - гидроудары - не гидроудары, ну скажем более резкий перепад давлений, со временем сказывающийся на остальном оборудовании.
6. Бывают КШ с цельным корпусом, в принципе без лишних соединений - меньше щелей - меньше шансов на протечку. Но он не ремонтопригодные. Однако и здесь есть нюанс. Это уплотнение горловины - там где шток торчит. Оно, как правило выполняется из фторопласта. А фторопласт со временем "течет", особенно под нагрузками. Не известно (мне, по крайней мере), что может произойти со фторопластом на самом уплотнении затвора, который сейчас в основном и используется производителями, скажем лет через 10.
7. И главный недостаток кранов против задвижек - герметичность при колебаниях температур. Если на морозе КШ крутится туда-сюда одним пальцем - будьте уверены, что горячую воду он держать не будет. Тоже и наоборот, если на горячем его закрыть, то на холодную его можно не открыть даже ломом. Эту проблему некоторые производители решали путем ставки под уплотнения в корпус КШ пружин. Стоить заметить, что такие пружины устанавливают с Ду150 и выше, на мелких считается, что линейные расширения корпуса не так существенны. Но практика, к сожалению суровее предположений. Потому некоторые краны для горячей воды крутятся туже, чем для холодной. Не стесняйтесь попробовать.
Задвижка просто дожимается маховиком(рулем) и ноу проблемс. Колебания не страшны. Кроме того, сама специфика клина, позволяет более мощным усилием обеспечивать герметичность на со временем изнашиваемом затворе. Плюс еще в том, что при цикле открытия-закрытия в КШ трению подвергается вся поверхность шара и постоянно, в отличие от задвижки.
8. Срок службы и ремонтопригодность задвижек выше, чем кранов. Более того, не составляет труда наплавить уплотнения на затвор и корпус задвижки, с дальнейшей притиркой, а потому срок службы задвижки ограничивается износом стенок корпуса. На неагрессивных средах задвижку смогут покрутить и правнуки.
9. При залипании затвора, кран очень трудно открыть, почти все производители в инструкции указывают, что кран не реже раз в пол-(или один) года нужно открыть-закрыть, дабы избежать залипания. На задвижках, за счет червячной передачи шпинделя такие проблемы встречаются гораздо реже.
10. Распространенность приводов(электро-пневмо-гидро, ручных) и других устройств контроля на задвижки гораздо шире, потому доступнее и дешевле.
Можно еще написать о том, что конструкция затвора КШ в виде шара делает невозможными или слишком дорогими технологии наплавки уплотнительных колец, например на пар критичных и сверхкритичных параметров и т.п.
Скажу еще, что наши газовщики работают с КШ отечественного производителя Луганск или Киев.