Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Аккумуляторная и взрывобезопасность
Диалог специалистов АВОК > ОБЩИЙ ФОРУМ > Кондиционирование, вентиляция, микроклимат в помещениях > Технологическая вентиляция
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Призывник
имеется аккумуляторная для зарядки каров, нужно сделать вентиляцию, т.к. при заряде выделяется водород и дышать нечем, подскажите пожалуйста на какое документы (СНиПы, Госты и т.д.) надо ссылаться
Спасибо
Гость_Гость
Насколько я знаю должны выделятся серная кислота или щелочь.
Vano
Цитата(Гость_Гость @ Mar 2 2007, 14:25 )
Насколько я знаю должны выделятся серная кислота или щелочь.

Аккумуляторы то на карах кислотные выделяются пары серной кислоты (по ПДК и нормируется воздухообмен) и водород.
and82
Методика расчета вредностей
Vano
Цитата(Vano @ Mar 2 2007, 15:09 )
Цитата(Гость_Гость @ Mar 2 2007, 14:25 )
Насколько я знаю должны выделятся серная кислота или щелочь.

Аккумуляторы то на карах кислотные выделяются пары серной кислоты (по ПДК и нормируется воздухообмен) и водород.

Наличие вентиляции регламентируется ПУЭ и ГН2.2.5.1313-03 ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
Shop-window
может и это пригодится
http://forum.abok.ru/index.php?showtopic=14179
http://forum.abok.ru/index.php?showtopic=14180
Призывник
заказчик изменил решение, он хочет заряжать кары на складах
Shop-window
Насколько я знаю, это нельзя, взрывоопасно. Водород знаетели...
С уважением Алексей.
ally
Тоже когда-то выписывала для себя, хотя в книгах,наверное информация исчерпывающая.
34КБ
Bueva
Я тут недавно делала аккумуляторную, вот только приток в нижнюю зону.
8k14
Цитата(Shop-window @ Mar 6 2007, 00:35 )
Насколько я знаю, это нельзя, взрывоопасно. Водород знаетели...
С уважением Алексей.

Насколько я знаю, для помещений, в которых происходит зарядка каров, необходимо иметь категорию В, что сразу накладывает определенные ограничения на зарядку в помещении склада. Это необходимо принимать во внимание в первую очередь. А то у наших заказчиков желаний много... blink.gif
jjj
Если коротко, мне об аккумуляторнх известно:
Приток - нижн.зона
Вытяжка - верхняя
Система - вентиляция или кондиционирование(значительные теплоизбытки)
Тамбур-шлюз с подпором
Воздуховоды, приемные устройства и пр. сетевое оборудование - коррозионностойкие(пары кислот)
Вытяжные вентиляторы-коррозионностойкие, взрывобезопасные с резервом
Мягкие вставки-кислотостойкие
Венткамеры-вентилируемые
борода
Цитата(jjj @ Mar 7 2007, 15:05 )
Если коротко, мне об аккумуляторнх известно:
Приток - нижн.зона
Вытяжка - верхняя
Система - вентиляция или кондиционирование(значительные теплоизбытки)
Тамбур-шлюз с подпором
Воздуховоды, приемные устройства и пр. сетевое оборудование - коррозионностойкие(пары кислот)
Вытяжные вентиляторы-коррозионностойкие, взрывобезопасные с резервом
Мягкие вставки-кислотостойкие
Венткамеры-вентилируемые

Этим не обойдешься (есть печальный опыт), необходимо устраивать что-то типа капонира и, уже от него организовать вытяжку. Должно получиться: вытяжка от укрытия и из помещения из-под потолка. Только в таком случае можно удержать концентрацию выделяющихся вредностей в пределах ПДК.
jjj
Цитата
Этим не обойдешься (есть печальный опыт), необходимо устраивать что-то типа капонира и, уже от него организовать вытяжку. Должно получиться: вытяжка от укрытия и из помещения из-под потолка. Только в таком случае можно удержать концентрацию выделяющихся вредностей в пределах ПДК.


На самом деле это вопрос воздухообмена или масштабов аккумуляторной. Если площадь небольшая, можно и укрытие(воздух сэкономим), иначе общеобменка. На одном об-те у меня была аккумуляторная 200м2 сплошь уставленная "банками"(причем открытыми). Потребовалось 60000м3/ч притока с 16 гр. Как не странно определяющим воздухообмен фактором оказались теплоизбытки а не вредности. Кстатии есть еще проблемы с выбросом.
Vano
Для обычных складских помещений для ПОДЗАРЯДКИ аккумуляторов хватает небольшого воздухообмена - порядка 1000 -2000 кубов в час.
raven9
Цитата(jjj @ Mar 7 2007, 15:05 )
Если коротко, мне об аккумуляторнх известно:
Приток - нижн.зона
Вытяжка - верхняя
Система - вентиляция или кондиционирование(значительные теплоизбытки)
Тамбур-шлюз с подпором
Воздуховоды, приемные устройства и пр. сетевое оборудование - коррозионностойкие(пары кислот)
Вытяжные вентиляторы-коррозионностойкие, взрывобезопасные с резервом
Мягкие вставки-кислотостойкие
Венткамеры-вентилируемые

И еще:
Помещение категории А, со всеми вытекающими...
Вытяжка из верхней (1/3) и из нижней (2/3) зон.
Однократная естественная вытяжка из ВЗ.
Vano
Цитата(raven9 @ Mar 10 2007, 18:15 )
Цитата(jjj @ Mar 7 2007, 15:05 )
Если коротко, мне об аккумуляторнх известно:
Приток - нижн.зона
Вытяжка - верхняя
Система - вентиляция или кондиционирование(значительные теплоизбытки)
Тамбур-шлюз с подпором
Воздуховоды, приемные устройства и пр. сетевое оборудование - коррозионностойкие(пары кислот)
Вытяжные вентиляторы-коррозионностойкие, взрывобезопасные с резервом
Мягкие вставки-кислотостойкие
Венткамеры-вентилируемые

И еще:
Помещение категории А, со всеми вытекающими...
Вытяжка из верхней (1/3) и из нижней (2/3) зон.
Однократная естественная вытяжка из ВЗ.

Кто сказал, что помещение категории А ???
Вы уверенны? Повторяю, для обыкновенных помещений для подзарядки аккумуляторов погрузчиков по расчету получается В категория.
Почему 1/3 именно из верхней?
Почему именно однакратная?
Приведите ссылки на нормативную литературу, пжста, а так можно запутать спращивающего - понаписали всё в кучу, взаимоисключающих требований.
jjj
Дело здесь в следующем:
- в верхней зоне собирается водород(взрывоопасен)
- в нижней аэрозоли(пары) кислоты
Vano
Цитата(jjj @ Mar 12 2007, 12:48 )
Дело здесь в следующем:
- в верхней зоне собирается водород(взрывоопасен)
- в нижней аэрозоли(пары) кислоты

Да это все понятно, а чем ПУЭ не нравиться - там расписано, что да как.
А тут какие то требования люди пишут то 1 крат, то 1/3.
ex_promt
Господа, у кого-нибудь есть данные по зарядным токам при зарядке аккумуляторных тяговых щелочных батарей 300-500 Аh, напряжением 48в?
Дело в том, что по ПУЭ (глава 4.4, п. 4.4.40) требуемый расход наружного воздуха (м3/ч) для помещений зарядных определяется, как произведение константы 0,071 на зарядный ток (А), и на количество элементов батареи.
От Заказчика получить данные не удалось.
Из Интернета выяснил, что величина зарядного тока определяется только напряжением, емкостью батареи и временем зарядки. Зарядный ток даётся, как диапазон. Хотелось бы знать конкретную величину.
Пусть, предположительно, время зарядки батареи равно 7-8 часов (хотя, подойдут данные и для 9-10 часов или 12 часов). smile.gif
------------
Кстати, даже если взять некоторые усреднённые параметры, то получается немалая кратность воздухообмена 4-6 крат (и это при высоте помещения зарядной 5,3 м). thumbdown.gif
Vano
Странно, что у вас такие большой воздухообмен получается.
Мне технолог выдает значение тока обычно 10% от емкости аккумулятора, то есть если аккумулятор 300 А/ч, то макс ток составит 30 А.
Если например у вас на одном аккумуляторе например 24 банки, то 0,071*30*24=51 мз/ч на один аккумулятор выходит.
ex_promt
Надо было на что-то опереться... thumbdown.gif
Взял усреднённые данные (с приличным запасом) вот с этой страницы
Исходил из принципа, запас карман не тянет (по другому это звучит: лучше перебз...ть, чем недобзд...ть)...
С ГИПом решили так, что предоставлю Заказчику простенький расчёт на основании приведенной формулы, и пусть подписывает (раз не хочет данные давать). dry.gif
Учитывал также то, что у Заказчика котельная своя, а газ в России практически дармовой. smile.gif
-----------
Кстати, если сравнивать полученную кратность с той, которая выходит в примере от jjj (60000 м3/ч), то выглядит очень даже скромно. По прикидкам в примере от jjj получается кратность под стать кратности воздухообмена в горячем цехе ресторана.
А у меня на порядок меньше, где-то серединка между предлагаемой 1-но разовой кратностью и кратностью "горячего цеха". biggrin.gif
Vano
Ну мож кто еще ответит на самом деле я не сильно своему технологу доверяю.
Но на стартерных автомобильных батареях в инструкции написано также 10%.
Хотя быстренько пробежался по поисковиком - результаты здесь в инструкциях к кислотным пишут зарядный ток 10-16% от емкости.
Значит мой технолог не ошибается.
Посмотрите инструкции на батареи там подробно расписаны условия зарядки.
ex_promt
Наконец, ситуация прояснилась (два дня убил на поиски информации). :wacko:
Немного даже поднаторел по технологии зарядки батарей. smile.gif
Есть на сайте «Химические Источники Тока» рубрика Вопрос - Ответ
Прелюбопытнейший, скажу я Вам, раздел, с кучей полезной информации.
Из него я узнал (см. ответ * на вопрос 05.12.2006 Максима, и аналогичные ответы на последующих страницах рубрики), что надо взять 0,25 от ёмкости щелочной батареи, и получишь ток заряда при одноступенчатом режиме зарядки в течение 6 часов.
А дальнейший расчёт ясен. В результате для зарядного помещения с 15-ю постами под батареи 48 в, 438 А*ч (для погрузчиков Komatsu FB-15 и Toyota) получается расход притока примерно 2800 м3/ч. Кратность воздухообмена по притоку для помещения 144 м2 с высотой 5,3 м выходит 3,82.
Компромиссное решение.
Расход вытяжки можно взять порядка 3000-3200 м3/ч (4,1 крат). smile.gif
---------
Примечание:
* - типичный ответ на вопрос определения тока зарядки-разрядки тяговой аккумуляторной батарею на примере ответа на вопрос 05.12.2006 Максима:
"У аккумуляторов НК-125 не существует такого понятия - "контрольный заряд-разряд". Нормальный режим работы этих аккумуляторов осуществляется таким образом:
- заряд током 0,25хС10 (А) в течение 6-ти часов,
- разряд током - 0,1хС10 (А) до конечного напряжения 1,0В на элемент.

Ввод в эксплуатацию осуществляется:
- заряд током 0,25хС10 (А) в течение 12 часов,
- разряд - током 0,1хС10 (А) в течение 10 ч, но до напряжения не ниже 1В на элемент
".
----------------

Полезная информация:

- Описание зарядного устройства SSK ENERGIC, Бельгия (и параметры зарядки в зависимости от напряжения и емкости АКБ) можно скачать здесь.

- Памятка по эксплуатации кислотных тяговых АКБ (вкл. условия эксплуатации) находится здесь.

- Инструкцию по эксплуатации 56025017 (EXIDE Technologies, Германия)
"Тяговые аккумуляторы Sonnenschein серии EPzV и EPzV-BS
Герметизированные полностью необслуживаемые свинцово-
кислотные аккумуляторы с трубчатыми пластинами" можно скачать здесь (на русском языке).
- ... и такая же инструкция и параметры гальванических элементов серии EPzV и EPzV-BS на немецком языке.

Температура:

- Напряжение одного гальванического элемента типа EPzV и EPzV-BS равно 2V;
- Гальванические элементы в АКБ соединяются последовательно (напряжение суммируется, ток и ёмкость АКБ равна току и емкости одного элемента);
- Номинальная температура необслуживаемой АКБ +30°С;
- В процессе зарядки температура АКБ повышается на 10...15°С;
- Максимальная рабочая температура АКБ +45°С;
- предельная допустимая температура гальванических элементов необслуживаемой АКБ равна Т = +55°С (при большей температуре идёт процесс их оплавления и выхода из строя);
- Минимальная допустимая температура воздуха в помещении зарядной +15°С (иначе нельзя достичь правильного заряда АКБ);
- Максимальная допустимая температура воздуха в помещении зарядной +40°С;
- Номинальная температура воздуха в помещении зарядной в рабочей зоне +18...28°С;
- Допустимая (расчётная) температура воздуха в помещении зарядной в верхней зоне +35...40°С.
smile.gif
--------------
Ниже приложен файл с технической информацией по тяговым АКБ и зарядным устройствам, которую я собрал в Интернете за два дня. А чтобы желающим её получить, придётся также решить одну загадку и потратить немного времени (для открытия файла введите пароль - название на русском языке напряжения, принятое в физике; это напряжение генерируется некоторым источником постоянного тока). RAR-файл = 6,15 Мб. smile.gif
----------------
----------------
Кстати, jjj был прав, написав выше
Цитата
Как не странно определяющим воздухообмен фактором оказались теплоизбытки, а не вредности.


В моём случае, если принять потребляемую мощность одного зарядного устройства 5 кВт, и принять (условно), что 80% потребляемой энергии в физико-химическом процессе переходит в тепло, то теплопоступления от одного поста зарядки составит 4 кВт. Или от 15-ти постов поступление тепла составит 60 кВт. blink.gif
В таком случае, для ассимиляции поступающего тепла посредством вентиляции в помещении зарядной в тёплый период года при расчётном перепаде температуры 10°С и средней плотности воздуха 1,15 кг/м3, требуемый расход воздуха составит L 18700 м3/ч.
Кратность воздухообмена для помещения 733 м3 равна 25,5, или в 5,84 раза больше, чем по расчёту на ПДК водорода (равной по СНиП 2.04.05-91* 10% от НКПРП, что для водорода соответствует 4%).
Кратность 25,5 существенно меньше кратности ~50-60 (как в примере от jjj), но все равно, величина - не слабая. thumbdown.gif
-----------
Как видим, полученная кратность существенно выше однократного воздухообмена. cool.gif
И обращаю внимание всех коллег, что аккумуляторы не терпят перегрева. При перегреве АКБ теряют ёмкость, а в худшем случае - гальванические элементы выходят из строя. И если не хотите проблем с Заказчиком, лучше делать проект должным образом... biggrin.gif
Vano
Почитал последнее сообщение.
Теперь мне понятно откуда такой воздухообмен - 15 постов это не шутка.
Я такого не встречал в практике - обычно у меня было максимум 5 постов.
А почему при таком количестве постов не понятно почему зарядные устройства не выделили в отдельное помещение?
Учитываете ли Вы коэф. одновременности работы оборудования, возможен одновременный заряд всех 15 постов?

<font size='1' color='#8e8b8b'>Добавлено - 11:08</font>
Цитата(ex_promt @ Mar 16 2007, 22:26 )
--------------
Ниже приложен файл с технической информацией по тяговым АКБ и зарядным устройствам, которую я собрал в Интернете за два дня. А чтобы желающим её получить, придётся также решить одну загадку и потратить немного времени (для открытия файла введите пароль - название на русском языке напряжения, принятое в физике; это напряжение генерируется некоторым источником постоянного тока). RAR-файл = 6,15 Мб.  smile.gif
----------------

Здравствуй Сергей biggrin.gif

Ток.
Щелочные никель-кадмиевые (N1-Со!) и никель-металлогидридные (N1-МН) аккумуляторные батареи обычно заряжают постоянным током. Стандартный режим заряда: 14-16 ч заряда током равным по величине 0,1 С где С - номинальная емкость аккумулятора.

Прикинул на основе инструкций к зарядным устройствам зарядное батареи 438 А*ч, при 14 часовом заряде будет потреблять 3,5 кВт максимум, соответственно общая мощность
52,5 кВт, а если еще коэф. одновременности ввести?
И еще 80% в тепло подозрительная цифра - надо разбираться с этим.
Думаю на 30 кВт тепла в результате Вы выйдете, вместо 60 кВт.

Вот это не понятно:
"А дальнейший расчёт ясен. В результате для зарядного помещения с 15-ю постами под батареи 48 в, 438 А*ч (для погрузчиков Komatsu FB-15 и Toyota) получается расход притока примерно 2800 м3/ч. Кратность воздухообмена по притоку для помещения 144 м2 с высотой 5,3 м выходит 3,82.
Компромиссное решение.
Расход вытяжки можно взять порядка 3000-3200 м3/ч (4,1 крат). "

Есть перед входом в аккумуляторную тамбур - обычно туда подают часть приточного воздуха, чтобы создать небольшой подбор.
ex_promt
Нет, Вы ошиблись.
Имя моё другое. smile.gif
-----
Относительно определения зарядного тока я уже писал выше.
Здесь два варианта долевого коэффициента: 0,2 и 0,25. Я в последнем варианте решил остановиться на долевом коэффициенте 0,2, и на 2-х ступенчатом режиме зарядки по Wa-диаграмме. Очередное подтверждение принятого решения можно вычислить по рисунку.
Коэффициент 0,1 берётся для определения рабочего тока разрядки.
----------
В тамбуре смысла не вижу. Если в защищаемом помещении имеется дисбаланс воздухообмена, то никакой тамбур не спасёт. Воздух дырочку найдёт.
Решение вопроса только в правильно выбранной схеме воздухообмена, величине дисбаланса и в логике работы систем на всех режимах.
--------------------
По определению доли на тепло от потребляемой мощности: в этом я вчера, наконец, определился.
Вышло ~20%. Приемлемая величина, близкая к истине.
Расчёт готов. Как-нибудь соберусь с духом и покажу здесь.
Вышел, в итоге, на проектную кратность воздухообмена около 6,5.
Плюс регулируемая производительность систем.
Учитывая, что для режимов "лето/зима" воздухообмен отличается примерно в 2 раза, вытяжку можно не регулировать, а заложить 2 одинаковых вентилятора. Сделать по вытяжке переключение 2/1. Это же даст 50%-ти резервирование.
По притоку принять также 2-х ступенчатую работу, без плавной регулировки. Предусмотреть резервный вентилятор.
Похоже, такая схема устраивает все заинтересованные стороны. smile.gif
Vano
Ну вот кратность 6,5 другое дело.
Значит мои рассуждения оказались верными.
По поводу ошиблись - может и так, но уж больно стилистика Ваших сообщений, похожа на моего знакомого, правда он не живет в Америке biggrin.gif
AndreyNN
Извените, что вмешиваюсь.
У меня был опыт монтажа (я старший прораб) аккумуляторного отделения Моторо-Вагонного депо ст. Горький-Московский.
Вот что я подчерпнул и хлебнул от этого опыта.
1. Сертифицированных вентиляторов на удаление водородной смеси у нас в России НЕТ!!!
2. В этом случае удаление производится через эжектор.
3. Если отступать от норм то:
- расчитавайте не кратность, а содержание водорода в удаляемом воздухе. Его нижний уровень взрываемости по моему 2 или 3 %. От сюда вентилятор необходимо подбирать так, что бы примесь водорода составляла не более 0,1 %.
- устанавливайте панели равномерного всасывания над постами + вытяжка из верхних зон обязательно.

Подпор в тамбур шлюз.
Автоматика, которая не даст включить посты пока не работает вытяжка и выключит их в случае аварии.

Все это необходимо для сдачи органам надзора. Поверьте намучался, чуть до суда дело не дошло.
ex_promt
Видите ли, нормативных документов, касающихся конкретно организации систем вентиляции в помещениях зарядки аккумуляторов на сегодня нет. Есть несколько пунктов в ПУЭ и в СНиП по проектированию ТЭЦ. И на этом всё.
По большому счёту, эти документы напрямую проектировщикам ОВК не указ. Единственный документ, регламентирующий проект по вентиляции зарядных, может быть только СНИП 2.04.05-91* (и частично СНИП 41-01-2003).
Следовательно и требовать что-то от проекта вентиляции помещений зарядки аккумуляторов не правомерно.
Как к рекомендациям, проектировщик ОВК может прислушаться к требованиям указанных выше документов. Но там ни про какие панели равномерного всасывания и про спец. вентиляторы не сказано. Вентилятор вытяжки должен быть кислотостойкий, взрывобезопасный. И на этом точка.
Такой вентилятор можно приобрести, в частности, на з-де КОМВЕН (рядом с заводом им. Хруничева). Вентилятор из стеклопластика.
cool.gif
AndreyNN
А вы случайно не знаете почему на АЗС нельзя бензин в пластиковую тару отпускать wink.gif
Я пологаю по темже самым, что и водород нельзя удалять указанными Вами вентиляторами.
ex_promt
Если в паспорте вентилятора указано, что он взрывобезопасный, то он все равно не подходит?
Разве производитель не берёт на себя ответственность, присваивая вентилятору такую категорию? smile.gif Тем более, надо учитывать, что КОМВЕН образовался на базе оборонного з-да (ракетостроение, Космос), а это Вам не ложки-кастрюли. biggrin.gif Безопасность в оборонки - это первое дело. dry.gif
-----------
Кстати, звонил дилеру з-да КОМВЕН. Девушка утверждает, что никакого статического электричества на стеклопластиковых вентиляторах не накапливается.
Девушке верить,... рисковано. Но даже, если она и соврала, ничего опасного нет.
При планируемой концентрации водорода в удаляемом воздухе нет и миллионной доли вероятности взрыва. cool.gif
Wiz
Коллега ex_promt

Если указано что вентиялтор взрывобезопасный, то это еще не значит, что его можно применять везде и повсюду, где есть взрывоопасные смеси.

У Комвена после характеристик вентиляторов есть "УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ" тех же вентиляторов, в которых указывается, то что они могут перекачивать, а именно - ГРУППА ВЗРЫВООПАСНОЙ СМЕСИ (Т1-Т4) и ее КАТЕГОРИЯ (IIА,IIВ).

При зарядке аккумуляторных батарей, не важно, щелочных или кислотных имеет место выделения водорода в процессе зарядки, только в 1-ом случае больше выделяется щелочи и расчет ведется по ней, во втором больше выделяется водорода. Хотите Вы этого или нет, но водород там есть. Но может его и мало, но если он соберется в кучу в каком-нить закаулке вент.сети, мало никому не покажется.

В ГОСТе 12.2.020-76* "Классификация и маркировка взрывозащищенного электрооборудования" есть такая табличка
"Распределение взрывоопасных смесей по категориям и группам", в которой есть и водород, так вот категория его смеси IIС, группа смеси Т1.

Данное сочетание IIС и Т1 в комвеновском перечне, на возможность использования оборудование, производимое ими не встречается, а отсюда следует что ихнее оборудование ставить на прямую в процесс, где имеет место выделение водорода нельзя ни в коем случае, только через ЭЖЕКТОР.
Конечно, если они вам гарантируют, что у них есть такие вентиляторы (изобрели), то без вопросов, хотя очень это сомнительно.

А по СНиП 2.04.05-91* в п.4.63 говориться
Если температура, категория и группа взрывоопасной смеси горючих газов, паров и аэрозолей не соответствуют данным технических условий на взрывозащищенные вентиляторы, то системы аварийной вентиляции следует предусматривать с эжекторами..........

делайте выводы

с уважением.
AndreyNN
Кстати, поинтересовался какие должны быть вентиляторы. Оказывается с графтовым напылением на внутренних полостях вентилятора. Такие кто нибудь встечал?
Vano
Цитата(Wiz @ Mar 21 2007, 01:10 )
При зарядке аккумуляторных батарей, не важно, щелочных или кислотных имеет место выделения водорода в процессе зарядки, только в 1-ом случае больше выделяется щелочи и расчет ведется по ней, во втором больше выделяется водорода. Хотите Вы этого или нет, но водород там есть. Но может его и мало, но если он соберется в кучу в каком-нить закаулке вент.сети, мало никому не покажется.

Данное сочетание IIС и Т1 в комвеновском перечне, на возможность использования оборудование, производимое ими не встречается, а отсюда следует что ихнее оборудование ставить на прямую в процесс, где имеет место выделение водорода нельзя ни в коем случае, только через ЭЖЕКТОР.
Конечно, если они вам гарантируют, что у них есть такие вентиляторы (изобрели), то без вопросов, хотя очень это сомнительно.

Палку то не перегибайте.
Вы много видели помещений подзарядки аккумуляторов, которые обслуживает эжектор.
Я не одного, только вентиляторами, и данные ситемы были приняты пожарными.
Далее даже категория у таких помещений В то есть пожарноопасная.
Далле - может применние эжекторов зависит все таки от концентрации водорода в удаляемом воздухе.
Приведу пример аккумулятор под капотом машины - выделяется водород - и что вокруг него электрооборудование во взрывобесопасном исполнении?
Машинное отделение теплохода - тоже самое стартерные батареи вентиляторы обслуживающие отделение обыкновенного исполнения.
Так может применение или не применение вентиляторов зависит от концентрации водорода?
Кстати и формула в ПУЭ определяет требуемый воздухообмен, как раз для снижения концентрации водорода, чтоб можно было применить вентилятор.
Нельзя же так подходить - аккумуляторная - автоматически эжектор.
NOVIK_N
Wiz абсолютно прав, указывая на комбинацию IIС и Т1. Таблица из ГОСТ, кажется, фигурирует и в ПУЭ. А то, что какие-то системы "были приняты пожарными" это не аргумент. Слишком многое у нас в стране делается через...
КВМ имеет право производить вентиляторы под водород (IIС и Т1), мы разработали конструкцию и готовы производить такие канальники с вынесенным наружу двигателем. Но не надо обольщаться. Цены на такие вентиляторы очень высоки. Кислотостойкая нержавейка значительно дороже обычной. Например, вентилятор ВРПН-ВНК-5,6-4 (10000 куб. м/640 Па) имеет рекомендуемую цену конечной продажи 142000 руб., а вентилятор ВРПН-ВНК-2,8-2 (3000 куб. м/450 Па) - 26000 руб.
С уважением, NOVIK_N.
Vano
Цитата(NOVIK_N @ Mar 21 2007, 11:02 )
Wiz абсолютно прав, указывая на комбинацию IIС и Т1. Таблица из ГОСТ, кажется, фигурирует и в ПУЭ. А то, что какие-то системы "были приняты пожарными" это не аргумент. Слишком многое у нас в стране делается через...
КВМ имеет право производить вентиляторы под водород (IIС и Т1), мы разработали конструкцию и готовы производить такие канальники с вынесенным наружу двигателем. Но не надо обольщаться. Цены на такие вентиляторы очень высоки. Кислотостойкая нержавейка значительно дороже обычной. Например, вентилятор ВРПН-ВНК-5,6-4 (10000 куб. м/640 Па) имеет рекомендуемую цену конечной продажи 142000 руб., а вентилятор ВРПН-ВНК-2,8-2 (3000 куб. м/450 Па) - 26000 руб.
С уважением, NOVIK_N.

Уважаемый отечественный производитель,
Аргумент принят пожарными я привел к ипользованию вентиляторов.
Специально предназначенных под удаления воздуха, содержащего пары серной кислоты и водород.
А wiz пропагандирует использование в таких помещениях только эжекторов.
И цена в 26000 рублей за 3000 кубов мне не кажеться высокой.
И если производитель прикладывает сертификат, мне фиолетово какое напыление он использует.
Кроме Вас, коррозионо стойкие взрывобезопасные вентиляторы выпускали и выпускают и другие производители, тот же Мовен например.
Вот сертификат соответствию ГОСТу12.2020-76 как раз.
Wiz
ув. Vano

знач по пунктам.

Всегда в проекты закладываю эжектор и соответственно размещаю его выше уровня прокладки воздуховодов, то есть практически на крыше. Да это турдно закрепить, да это портит внешний вид здания, но если хочешь спать спокойно, то....

То, и как эти системы были приняты пожарными никто естественно не узнает, у нас много чего принимается, а потом ищем крайних, и почему-то, крайним оказывается проектировщик, так вот чтобы такго не произошло, см п. выше.

Нет, применение эжекторов зависит от температуры, категории и группы взрывоопасной смеси горючих газов, паров и аэрозолей, которые не соответствуют данным технических условий на взрывозащищенные вентиляторы ( во всяком случае как обоснование применения подходит, не важно аварийная это или рабочая система)

По сути говоря в процессе работы аккумуляторов идут окислительно-восстановительные реакции на катоде и аноде внутри приборов, в результате которых вырабатывается электричество. При этом аккумуляторы условно герметичено закрыты, и из среды аккумулятора ничего не попадает в рабочую зону помещения.

При зарядке аккумуляторов у них специально открывают емкости в которых находиться электролит и заряжаются они в открытом состоянии, в силу чего в помещение рабочей зоны может лететь всякая гадость включая и водород, поэтому их собирают в посты и тд.... хотя чего рассказываю сами прекрасно все знаете.
Концентрация летящего водорода зависит от типа аккумулятора (если щелочной, то летит больше щелочи, если кислотный, то выделяется больше водорода).

Приминимость вентиляторов зависит от того как производитель определяет их назначение, а это уже теже самые IIА, IIB, IIС ну и Т1-Т4.

Сами говорите для снижения концетрации водорода, знач его присутствие как таковое есть.
Потом в том же ПУЭ сказано что еще надо делать и естенственную вытяжку из под потолка помещения, а зачем, дык ведь опять же, водород легче воздуха и может скапливаться в верхней части помещения, аж над вытяжными воздуховодами.

Не прально не аккумуляторная - эжектор, а водород-эжектор!
Никтоже не просит вас ставить эжектор при заряде пальчиковых аккумуляторов.

С уважением.


Добавлено - 12:10
Да господь с Вами Vano, какая там пропаганда эжекторов.

Все вытекает из применимости оборудования и логичности применения норм.

Если расчетом будет доказано, что при зарядке каких-либо типов аккумуляторов нет выделения водорода, а летит тока щелочь или килоста, то какие там эжекторы, ставьте вентиляторы и все.

НО, считаю однозначно, опять повторяясь, там где есть водород - только ЭЖЕКТОР. причем помещение может быть далеко не аккумуляторная.

с уважением.
NOVIK_N
Уважаемый отечественный проектировщик!
Давайте не будем горячиться.
Приводимый Вами сертификат свидетельствует о не возможности использования данных вентиляторв для перемещения водородных смесей. Обратите внимание на маркировку взрывозащиты двигателей - IIB, но не IIC.
Далее, если Вы внимательно посмотрите каталог Мовена, то увидите, что для коррозионностойких вентиляторов они используют сталь 12Х18Н10Т, которая при концентрации паров серной кислоты > 0,3 мг/куб. м не рекомендуется Правилами устройства, монтажа и безопасной эксплуатации взрывозащищенных вентиляторов ПБ 03-590-03.
To Wiz! Я утверждаю, что теперь есть возможность применять вентиляторы в тех случаях, когда есть водород. Вентилятор ВРПН-ВНК полностью отвечает нормативным требованиям.
С наилучшими пожеланиями, NOVIK_N.
ex_promt
Блин, как всё академично... cool.gif
Не, рябята, Вы экспериментируйте там у себя в лабораториях: эжекторы, графитовое напыление (хоть золотое)...
Но практику, пожалуйста, излишествами не грузите.
Полностью поддерживаю Vano. smile.gif
-------------
к NOVIK_N

Могу ли я сделать запрос в адрес КВМ и сослаться на Вас (назвав марку ВРПН-ВНК) ? thumbdown.gif
---------------

Продолжу игру в загадки (желающим)... Как говорится, никому не навязываю. tongue.gif
Здесь приложен Расчёт (вручную) воздухообмена помещения зарядной электропогрузчиков в торгово-складском корпусе (на 15 постов). Правда, расчёт доли потерь на тепло от потребляемой мощности поста зарядки (19%) я пока не оформил, все времени нет. Предоставлю желающим несколько позже.
Для открытия RAR-файла (= 50 кб) необходимо ввести пароль.
Пароль простой. Укажите, пожалуйста, чему равен расход притока для зарядных помещений по стандарту противопожарной защиты объектов телекоммуникации (NFPA 76 “Standard for the Fire Protection of Telecommunications Facilities”) Национальной противопожарной ассоциации (США). Слово из четырёх букв (англ.). wink.gif
Кстати, более простой формулы определения воздухообмена в зарядном помещении я пока не встретил. Следует заметить, что она разумна только для больших зарядных помещений с большим количеством постов зарядки (эмпирический расчёт по критерию ассимиляции вредных и взрывоопасных примесей в помещении зарядной)
smile.gif
Vano
Цитата(Wiz @ Mar 21 2007, 12:04 )
Сами говорите для снижения концетрации водорода, знач его присутствие как таковое есть.
Потом в том же ПУЭ сказано что еще надо делать и естенственную вытяжку из под потолка помещения, а зачем, дык ведь опять же, водород легче воздуха и может скапливаться в верхней части помещения, аж над вытяжными воздуховодами.

По пунктам выше я с Вами согласен - это ваше дело как проектировщика.
По этому пункту:
Что водород есть я согласен, но его выделяется не такое и значительное количество, так как зарядная аппаратура контролирыет заряд аккумуляторов и не допускает кипения электролита.
У меня есть цифры по массовому выделению водорода - поищу.
Про естественную вентиляцию- в ПУЭ сказано:
В тех случаях, когда естественная вентиляция не может обеспечить требуемую кратность обмена воздуха, должна применяться принудительная вытяжная вентиляция.
Далее - При устройстве принудительной вытяжной вентиляции вентилятор должен иметьвзрывобесопасное исполнение.
Далее про удаление по ПУЭ я делаю вытяжной воздуховод на противоположной стене от приточного буквой н, если её перевернуть на 90 градусов, обеспечивая удаления воздуха из нижней зоны и верхней из под потолка (кромка верхних отверстий решетки на высоте не более 100мм). Все нет проблем из под потолка вытягиваю - с пола вытягиваю, ставлю взрывобезопасный коррозионостойкий вентилятор улитку с вынесенным двигателем из потока.
Для склада с 1-5 постами самое это.
Больше у меня не было - будут посмотрю, что там будет можно сделать.
инж323
Эжектор дело хорошее, но требующее габаритов, больших расходов воздуха и проч.(Вентиляторы обычные, в воздуховоде уже низкие концентрации и др.)
Применялся например для вытяжки из лабораторных шкафов химиков в МГУ.Дрянь разная может выделятся( то одна , то другая), а эжектор вытянет все и красиво и надежно.
А вот применение Э. в аккумуляторной не знаю, опыта не было.
Vano
Цитата(NOVIK_N @ Mar 21 2007, 12:10 )
Уважаемый отечественный проектировщик!
Давайте не будем горячиться.
Приводимый Вами сертификат свидетельствует о не возможности использования данных вентиляторв для перемещения водородных смесей. Обратите внимание на маркировку взрывозащиты двигателей - IIB, но не IIC.
Далее, если Вы внимательно посмотрите каталог Мовена, то увидите, что для коррозионностойких вентиляторов они используют сталь 12Х18Н10Т, которая при концентрации паров серной кислоты > 0,3 мг/куб. м не рекомендуется Правилами устройства, монтажа и безопасной эксплуатации взрывозащищенных вентиляторов ПБ 03-590-03.
To Wiz! Я утверждаю, что теперь есть возможность применять вентиляторы в тех случаях, когда есть водород. Вентилятор ВРПН-ВНК полностью отвечает нормативным требованиям.
С наилучшими пожеланиями, NOVIK_N.

Давайте не будем.
Но такие тонкости мне просто не интересны.
Тем более по расчету это помещение не категории А, а категории В.
Как ставили улитки из нержавейки для аккумуляторных, так и ставят и будут ставить.
Потому как послушая Вас кнержавейку нельзя, пластик нельзя - ничего нельзя, может логично стоит подходить к данной проблеме, повторю, что в современных аккумуляторных выделение водорода незначительное.
Прт зарядке аккумуляторов батарея выделяет водород в количестве,г\ч расчет по формуле

G=9.44*0.001*E*N. где E- емкость батареи,А*ч,N- кличество последовательно установленных ак.батарей. (Торговников,Табачник,Ефанов Проект.промвент.Спр-к)

Например 400 а/ч три штуки.

G=9.44*0.001*1200=11.3 г/ч
NOVIK_N
to ex_promt! Можно, и даже не ссылаясь.
To vano! Хотите ставить на водород вентиляторы с двигателем для зон IIB, ради бога. Хотите применять нержавейку, которая непременно прокорродирует раньше срока, флаг Вам в руки. Только не учите этому других. В профессиональных Транспроектах их просто засмеют.
С уважением, NOVIK_N.
Vano
Цитата(NOVIK_N @ Mar 21 2007, 17:36 )
to ex_promt! Можно, и даже не ссылаясь.
To vano! Хотите ставить на водород вентиляторы с двигателем для зон IIB, ради бога. Хотите применять нержавейку, которая непременно прокорродирует раньше срока, флаг Вам в руки. Только не учите этому других. В профессиональных Транспроектах их просто засмеют.
С уважением, NOVIK_N.

Я не кого не учу.
С чего она прокорадирует раньше времени Вы лично были в помещениях подзарядки - что там пары серной кислоты глаза разъедают?
Какой срок? Через сколько прокорадирует?
Воздуховоды используют для аккумуляторных обычные из стали, а потом их выкидывают через 10 лет.
Ваш вентилятор работает вечно ВРПН-ВНК-5,6-4?
Не кажется ли Вам, что дешевле поставить обычный вентилятор во взрывобезопасном исполнении,
и выкидывать его каждые три годы, чем покупать Ваш из супер пупер кислотостойкой нержавейки?
По поводу класса двигателя вопрос интересный разберусь с ним.
А какие вентиляторы используют в профессиональных Транспроектах?
С уважением Иван, действительно с уважением, потому что я уважаю лично Вас и КВМ.
И в догонку еще вопрос к Novik, ЕСЛИ ДВИГАТЕЛЬ НАХОДИТЬСЯ ВНЕ ПОТОКА ВОЗДУХА как влияет его исполнение на взрывозащишенность - ведь он находиться не в потоке?
Vano
Пытаюсь разобраться с взрывобезопасностью.
По ПУЭ.
4.4.42. При устройстве принудительной вытяжной вентиляции вентилятор должен иметь взрывобезопасное исполнение.
Далее:
7.3.28. Распределение взрывоопасных смесей газов и паров с воздухом по категориям и группам приведено в табл. 7.3.3.
IIС Т1 Водород, водяной газ, светильный газ, водород 75% + азот 25%
далее
7.3.42. Зоны класса В-Iб - зоны, расположенные в помещениях, в которых при нормальной эксплуатации взрывоопасные смеси горючих газов или паров ЛВЖ с воздухом не образуются, а возможны только в результате аварий или неисправностей и которые отличаются одной из следующих особенностей:

2. Помещения производств, связанных с обращением газообразного водорода, в которых по условиям технологического процесса исключается образование взрывоопасной смеси в объеме, превышающем 5% свободного объема помещения, имеют взрывоопасную зону только в верхней части помещения. Взрывоопасная зона условно принимается от отметки 0,75 общей высоты помещения, считая от уровня пола, но не выше кранового пути, если таковой имеется (например, помещения электролиза воды, зарядные станции тяговых и статерных аккумуляторных батарей).
Далее

Таблица 7.3.10
Допустимый уровень взрывозащиты или степень защиты оболочки электрических машин (стационарных и передвижных) в зависимости от класса взрывоопасной зоны
В-Iб Без средств взрывозащиты. Оболочка со степенью защиты не менее IР44. Искрящие части машины (например, контактные кольца) должны быть заключены в оболочку также со степенью защиты не менее IP44
И что получается - По ПУЭ если я тупо воткну вентилятор прямо в помещении аккумуляторной,
то я вообще могу применять его без средст взрывозащиты.
А если я его распологаю на кровле и он обслуживает акумуляторную - сразу появляется взрывозащита.
Тоесть электрик может засунуть любую электрическую машину без взрывозащиты а я должен применять вентилятор во взрывозващищеном исполнении, при этом вентилятор на кровле и двигатель не в потоке.
Следуя ПУЭ я могу применить вентилятор во взрывозащишенном исполнении по ЛЮБОМУ классу а не по самому жестокому IIC.
Поэтому пожарные и согласовывают, потому как водорот скорее рванет от зарядного агрегата или светильника не имеющих взрывозащиты, чем от моего вентилятора во взрывобезопасном исполнении.
И главный все таки вопрос к NOVIK_N как всетаки влияет класс взрывозащиты двигателя на саму возможность взрыва, если двигатель вынесен из потока - не кажется ли вам, что таблица
7.3.28. Распределение взрывоопасных смесей газов и паров с воздухом по категориям и группам приведено в табл. 7.3.3.
IIС Т1 Водород, водяной газ, светильный газ, водород 75% + азот 25% распостраняется на оборудование, которое находиться в этой зоне или контактирует со смесью из этой зоны, а в случае с вентилятором улиткой эта таблица не применяется только по тому, что нет контакта электрической машины с взрывоопасной смесью.
NOVIK_N
To vano!
Спасибо за ответы и вопросы и извините за излишнюю горячность.
Ни каких серьезных выгод от продвижения супер-пупер я не ожидаю. Просто мы увидели возможность сделать модификацию вентилятора в строгом соответствии с требованиями и сделали это потому, что таких вентиляторов в России нет и не импортируется. В "транспроектах" вынуждены применять эжекторы или, в ряде расказанных мне случаев, поверив сладким речам продавцов, - импорт. Хотя ни какой сертификации на IIC у импортных вентиляторов не было. Все воздуховоды из аккумуляторных с большими затратами обязательно обрабатываются коррозионностойким грунтом на стройплощадке или осуществляют другие сложные мероприятия в соответствии с методическими рекомендациями по корозионностойкости для проектировщиков ОВ. Эта тема, кстати, уже обсуждалась на форуме.
Относительно послаблений для двигателей вентиляторов. Думаю, что, дествительно, внизу аккумуляторной ПУЭ допускает размещение электродвигателя не IIC, но только не для вытяжных вентиляторов. Ведь они перемещают взрывоопасную смесь забираемую вверху помещения. В спиральном корпусе давление выше атмосферного. В месте прохода вала двигателя корпус (по крайней мере у классических отечественных взрывозащищенных вентиляторов) имеет большие зазоры, через который взрывоопасная смесь поступает к двигателю. Вы готовы дать гарантию, что взрыва не будет? Федеральная служба технологического надзора в инструкции ПБ 03-590-03 такую гарантию не дает.
Я думаю, Вы не будете возражать, что взрывобезопасность это серьезная наука и нам, научным дилетантам в этих вопросах, лучше ничего не изобретать, а следовать нормам, за которые плачено человеческими жизнями.
С уважением, NOVIK_N.
Vano
То NOVIK_N.
спасибо за ответ.
Еще раз перечитал ПУЭ и вверху аккумуляторной можно использовать не IIC/
Но формально именно для вытяжных вентиляторов ПО ПУЭ НАДО ИСПОЛЬЗОВАТЬ двигатели IIC.
И так как я не специалист по взрывным делам, и нормы меня обязывают использовать такие вентиляторы, я буду использовать Ваши вентиляторы изготовленные по IIC.
Хотя я как инженер интуитивно предполагаю, что они не нужны на аккумуляторных такой категории, но как проектировщик я отвечаю за безопастность людей поэтому попробую в будущем у Вас их заказывать.
Еще раз спасибо ответы.
И бользуясь случаем хочу выразить благодарность сотруднику вашей фирмы Сергею Валентиновичу М, за оперативную и качественную работу.
NOVIK_N
To vano!
В нашей нормативной практике полно несуразностей, но единственным способом их преодаления считаю научные исследования. В меру сил и потребностей мы пытаемся этим заниматься.
С уважением, NOVIK_N.
sound
Который раз сталкиваюсь с тем, что наши нормы откровенно скопированы с международных.
Благодаря чему мы идёт в ногу с международным сообществом. biggrin.gif
Это относится ко многим формулам из акустики, защиты от дыма, и, как оказалось - схемы организации вентиляции зарядных помещений.
Например, какую формулу Вам напоминает формула определения потребного расхода свежего воздуха для зарядных по DIN EN 50272-2:
Q = 0.05 x n x I,
где Q - расход воздуха [m3/h];
n - количество гальванических элементов;
I - зарядный ток (А).
------------
А вот к чему приводит отсутствие должной вентиляции в зарядном помещении. thumbdown.gif
sound
Интересный документ о рисках взрыва в зарядных помещениях и об организации в них вентиляции. Рекомендую. Текст на английском, но перевод не представляет труда. А многое понятно и без перевода. Текст заимствован здесь.
= 250 кб.
-------
Обращаю также внимание на Международные стандарты по тестированию АКБ и полный список национальных организаций стандартизации.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.