Я ничего не понимаю в политике. Мне трудно понять, почему государство во главу угла ставит строительство стадионов, организацию увеселительных мероприятий федерального значения, и лишь потом, наигравшись с бюджетом, поворачивается в сторону детских садов, утверждая программу строительства. Я мыслю как простой обыватель, и оцениваю общество в первую очередь по тому, какие условия оно создает подрастающему поколению. Поскольку я в своем мещанстве почему-то считаю, что вложение в детство – самое перспективное для общества.
Мне также сложно понять, почему для ресторанов, кухонь, банкетных залов, кафе и прочих «жрален» разработаны целиком и полностью вменяемые нормы проектирования и методики расчетов. В то же время в отношении климата в детских садах имеет место быть потрясающая паутина из домыслов, догадок, предположений, разночтений, бесконечных споров итд. Хотя, может, я и тут ничего не понимаю… Попробуем углубиться.
В первую очередь, приступая к проектированию вентиляции детского сада, мы обращаемся к действующему, разработанному персонально для ДДУ, СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". Что же там интересного пишут? Открываем раздел 8 «Требования к отоплению и вентиляции».
8.1. Здания дошкольных образовательных организаций оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.
Ревизия, очистка и контроль за эффективностью работы вентиляционных систем осуществляется не реже 1 раза в год.
Что ж, с этим не поспоришь. Вентиляция малышам нужна, и должна «соответствовать». Вентиляция требует обслуживания, она, бывает, грязнится и ломается. Хороший норматив, читаем далее.
8.5. Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.
Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа.
Ну, пусть проветривают, ладно. Против этого положения только лишь большинство родителей, чьи дети простывают на сквозняках, но кто их спрашивал? Свежий воздух полезен, будем проветривать.
Далее следует развернутое пояснение, как, когда и какими способами следует осуществлять это самое проветривание. Мы это пропускаем, мы проветривать не будем, нам нужно что-то по вентиляции. Вот находим.
8.7. Значения температуры воздуха и кратности обмена воздуха помещений в 1 час должны приниматься в соответствии с требованиями к температуре воздуха и кратности воздухообмена в основных помещениях дошкольных образовательных организаций в разных климатических районах (Приложение N 3).
Ну вот, наконец, теперь мы знаем, как надо проектировать вентиляцию. Остается найти вышеупомянутое Приложение №3. Открываем его. И вдруг обнаруживаем, что совместная работа приточной и вытяжной вентиляции предусматривается только лишь для климатических районов 1А, Б, Г. Для остальных районов нужна только вытяжная вентиляция, в графе «Приток» стоит прочерк.
Если мы имеем детский сад в Москве, которая относится ко второму климатическому району, то мы, сведя всю полученную информацию, понимаем, что мы должны обеспечить 1,5 кратную вытяжку наряду со сквозным проветриванием каждые 1,5 часа. Такая вентиляция будет.
Встает первый вопрос: как будет работать вытяжка? Тоже периодически? Постоянно она работать не может, иначе, в отсутствие проветривания через окна, это самое «проветривание» будет осуществляться откуда угодно. Запахи потянутся из санузлов, пищеблока, каких-то еще близлежащих помещений. Значит – тоже периодически. В таком случае и вытяжные системы должны быть обособленными для каждого помещения с пребыванием детей. Очень сомнительно, что удастся обеспечить одновременное открытие окон и фрамуг сразу во всех детских группах. Вроде бы вопрос решен. Автономная вытяжка в каждом помещении, которая будет включаться в момент открытия окон, создавая тем самым сквозное проветривание. Раз в 1,5 часа.
Тогда встает другой вопрос. Может, я снова чего-то не понимаю, и организация холодных сквозняков зимой каждый 1,5 часа в течение 10 минут – это залог здоровья и комфорта? А отсутствие вообще любой вентиляции в оставшиеся 1 час 20 минут, – это тоже круто и по-нашему? Особенно круто и «по-нашему» для групп, чьи помещения располагаются вблизи пищеблока, – они больше всех будут рады. Я не нашел это крутым ни с какой стороны, а потому начал копать. Я почему-то исходил из того, что детям желательно постоянное поступление свежего воздуха, а не раз в 1,5 часа. Поэтому решил пока не обращать внимание на прочерк в графе «Приток», а попытаться проанализировать.
Если сделать вытяжку постоянной, а компенсацию притоком организовать в смежные коридоры? Вроде бы не нарушаем… Но тогда как быть опять же с проветриванием, столь любимым СанПиНом и ненавидимым родителями? При таком решении какое-то проветривание, конечно же, тоже не исключено, но ведь надо нам не какое-то там, а сквозное. Получается, что приток на время проветривания тоже нужно отключать. Тогда вытяжка начнет протягивать через помещение воздух от открытых фрамуг, и будет сквозное проветривание. В этом случае, опираясь на вышеизложенные выводы, механический приток тоже нужно делать автономным для каждой группы! Чет сложно как-то все.
Как вариант, можно запитать вентиляцию на «умную» автоматику. Нашпиговать фрамуги концевыми датчиками, от них – сигналы на частотник. Открыли окна – частотник увеличил вытяжку, идет проветривание. Закрыли окна – частотник уменьшил вытяжку, в помещении - баланс. Хотя эта самая вытяжка вполне способна помимо воздуха из окон подтягивать воздух из смежных санузлов, вытяжки – они такие. Ближайшие к окнам диффузоры – воздухообмен со свежим воздухом. Ближайшие к санузлам и коридорам диффузоры – воздухообмен с санузлами и пищеблоком. И опять же: у нас и так отдельная приточная система на каждую группу. А тут еще и частотники, оконные датчики какие-то. Можно представить глаза заказчика: он-то хотел садик открыть, а мы тут ему умные дома проектируем.
Организация механического притока – не важно, в смежные ли коридоры, или непосредственно в помещения с пребыванием детей,- сама по себе приводит к еще одной немаловажной дилемме. Как быть с приточным воздухом летом? Гнать детям жару с улицы – ну ее, такую вентиляцию. Делать центральное кондиционирование – это максимум 2-3 дня «комфорта». Потом детская группа благополучно уйдет на больничный, охлаждать воздух больше не нужно будет, да и вентилировать ни к чему. Точность регулирования температуры приточного воздуха, точность поддержания климатических параметров при центральном кондиционировании оставляет желать лучшего, что бы ни писали производители, что бы ни проектировали проектировщики. Как минимум, это те же холодные сквозняки, но уже не раз в 1,5 часа, а постоянно. Как максимум, родители детей элементарно сожгут приточку. Да и проектировщика заодно.
Можно в данной ситуации использовать сплит-системы с настилающими по потолку струями. Сплиты будут включаться только воспитателями или заведующими ДДУ, кратковременно, во время пиковых тепловых нагрузок, по оценкам текущего состояния климата в помещении. Решение, честно говоря, тоже так себе, но хотя бы так. И вот, мы имеем. Автономная приточно-вытяжная вентиляция для каждой группы детей. Частотники, работающие от оконных датчиков. Местные сплит-системы для кратковременного снятия жары. Вроде бы момент истины.
Так, да не так. Мне кажется, что детские дошкольные учреждения – это вовсе не те здания и помещения, к которым вообще применимы какие-то проектные фантазии. У меня цепочка рассуждений такая, у соседа она может быть противоположной. Каждый будет исходить из своего опыта и предпочтений. Мне также кажется, что ДДУ – это здания и помещения индивидуальной специфики, для которых нормы и правила организации климата должны быть строго, железно регламентированы. Все эти рассуждения, описанные выше, совершенно бесполезны на совещаниях. В противовес на стол ложится СанПиН, с прочерком в колонке «Приток» и с предписанием обязательного проветривания. А то, что ты там втираешь что-то про недостаток воздуха, про механический приток, то это ты просто на бабки разводишь, мы знаем таких. Еще и автономную вентиляцию для каждой группы захотел. Делаем общую вытяжку и проветриваем. Все, вопрос закрыт, это оптимальные условия, вон в СанПиНе даже написано.
Попробуем тогда зацепиться за первый пункт 8 раздела того же СанПиНа.
8.1. Здания дошкольных образовательных организаций оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.
Пункт достаточно многообещающий, по крайней мере, разрешает нам обратиться к иным нормам. Действительно, что, на СанПиНе свет что ли сошелся?
Открываем СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» и ищем, что же там сказано про общественные здания и сооружения.
5.4. Качество воздуха в помещениях жилых и общественных зданий следует обеспечивать согласно ГОСТ 30494 и ГОСТ Р ЕН 13779 необходимой величиной воздухообмена в помещениях.
Далее по ссылкам. Открываем ГОСТ 30494.
5.3 Для детских учреждений, больниц и поликлиник следует принимать показатели качества воздуха 1-го класса.
А вот это уже очень интересно. Интересно с той точки зрения, что мне видится в этом явное противоречие нормативов. У меня дома окна находятся на третьем этаже и летом по слою пыли на подоконнике я никак не нахожу воздух, проникающий с улицы, хоть сколько-нибудь чистым. Детские сады – это первые этажи. Проветривание каждые 1,5 часа, - сквозное проветривание,- это шлейф пыли и газов с улицы по всем помещениям.
В данной ситуации само собой напрашивается только одно решение, это решение действительно способно закрыть многие бреши. Руфтоп. Это и чистый отфильтрованный воздух. Это и максимально точное поддержание температуры в помещении. Не нужны никакие сплиты. Вспоминаем мысленно глаза заказчика. То он умные дома проектирует, теперь он вообще руфтоп захотел. А к чему присобачить опять это обязательное проветривание и как его увязать?
Возможно, нас выручит приоритетность нормативов, и мы полностью откажемся от одних норм в пользу других. Если один фактор портит всю картину, то нужно постараться его исключить. Исключить проветривание через окна. Ведь есть прекрасное распоряжение Правительства 1047-р. Называется оно "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Откроем его. В перечне стандартов нашего СанПиНа нет, вообще нет никаких СанПиНов. Но зато есть ГОСТы! И чудо – именно наш ГОСТ 30494!
Вроде бы все прекрасно, но мы никогда не должны забывать, где мы живем. ГОСТ 30494 утвержден не весь, а только один из его разделов №3. Требования 1-го класса качества воздуха в детских учреждениях отмечены в разделе №5. Мы вернулись к тому, с чего начали. Руфтопа не будет.
Я не просто так решил написать эту статью. Я уже долгое время хожу подобными кругами. Я со многими советовался, я выставлял затронутые здесь вопросы на форумах. Я так и не получил ответа, который бы снял все сомнения и прояснил картину. Все мои попытки углубиться в вопрос климата в детских садах приводят меня к новым вопросам. И каждый новый круг раз за разом возвращает нас к СанПиН 2.4.1.3049-13. Поскольку ни один иной норматив не несет такой ярко выраженной окраски,- ведь он позиционируется как документ, разработанный специально для ДДУ.
Если честно, я до поры думал, что проблема в каких-то недоработках. В мелких нормативных нестыковках, которые всего лишь нужно устранить, просто руки не доходят. Пока я не увидел Постановление 1047-р и тот факт, что для ГОСТ 30494 утвержден только лишь раздел №3. Тогда я впервые начал подозревать, что, быть может, проблема не в недоработках вовсе. Что ситуация на самом деле давно изучена и оставлена в таком виде для каких-то смутных целей, хотя сейчас я рискую выглядеть помешанным на всяких «теориях заговора». Тем не менее, я знаю, что климат – это не все современные проблемы ДДУ. До сих пор сохраняются проблемы с очередями в детские сады, невзирая на масштабное строительство. Есть проблемы и более глобального характера, как, например, то, что Министерство Здравоохранения выделяет для модернизации детских садов (советского типа, с неработающей вентиляцией) лишь предельно допустимую сумму. И объявляются тендеры на электронных площадках. Тендеры на электронных площадках для ДДУ, Карл! И вместо качества главными критериями выступают дешевизна и скорость.
Впрочем, это уже предмет отдельного рассмотрения. Особенно скорость ака «сжатые сроки». Нам бы для начала с вентиляцией определиться.
http://www.luft-entgegen.ru/publ/moi_stati...tskikh_sadov/15