Цитата(max-energe @ 23.9.2015, 11:50)
Спасибо всем, кто постарался мне все разъяснить.
Прошу Вас посмотреть приложенный файл с расчетом максимально пропускной способности трубы до предохранительного клапана. Как указали выше, потери брал 3% от давления в магистрали.
Подскажите, пожалуйста, где Вы берете коэффициенты местных сопротивлений для пара?У меня по расчету не проходит диаметр трубопровода (по крайней мере с этими сопротивлениями)
Теперь задача вроде бы прояснилась.
Уточни: предклапан защищает трубопровод или турбину? Разница большая, т.к. разные допустимые повышения давления.
Подробнее читаем ФНиП "Правила ПБ ОПО, на которых эксплуатируются оборудование, работающее под давлением":
- если защищаешь турбину, то пункт 318 и соответственно допустимое увеличение давления выше расчетного 15%
- если защищаешь трубопровод, то пункт 343 и соответственно допустимое увеличение давления выше расчетного 10%
- у тебя в расчете ~25%
Типовая ошибка с давлениями и терминами. Я поясню на примере:
Есть трубопровод с паром. Внутри нормальное давление при нормальном ведении технологического процесса 6 бари.
При колебаниях технологического режима допускается повышения давления до 6,5 бари. Это термин
рабочее давление =
6,5 бари.
У трубопровода есть
расчетное давление (без учета прибавки на коррозию стенки трубопровода), пусть оно в твоем примере будет
10 бари. Расчетное давление найдешь в паспорте трубопровода.
Согласно ГОСТов давление начала открытия предклапана должно быть равно или больше расчетного. Значит
давление начала открытия =
10 бари.
Давление за клапаном называется противодавление. Оно бывает статическое и накопленное. Поскольку у тебя клапан сбрасывает в атмосферу, то
статическое противодавление =
0 бари.
Клапан у тебя пружинный, значит пружину необходимо предварительно настроить на испытательном стенде.
Давление настройки преклапана будет равно давление начала открытия минус постоянное противодавление. В твоем случае 10 - 0 =
10 бари.
Пусть предклапан защищает трубопровод, значит допустимое повышение давление = 10%. Это значит, что клапан должен гарантированно полностью открыться и обеспечить гарантированную производителем пропускную способность при давлении не больше расчетное давление умножить на 10%. В твоем случае давление
полного открытия 10 * 1,1 =
11 бари.
Клапан у тебя пружинный, а не например пилотный. Значит допустимое
падение давления до клапана
в подводящем трубопроводе не должно быть больше 3% от давления настройки. В твоем случае
0,3 бар.
Клапан у тебя пружинный без сильфона (вангую). Клапан советский (опять вангую) пусть марки СППК (и опять вангую). Значит падение давления после клапана в отводящем трубопроводе не должно превышать 10% от давления настройки согласно требованиям разработчика конструкторской документации на ПК. Лично я взял цифру 10% из паспорта на существующий клапан СППК (попался под руку), но это значение может быть и например 15% для других марок клапанов, особенно это актуально для буржуйских. Значит в твоем случае
допустимое накопленное противодавление (суть есть падение давление в отводящем трубопроводе, когда клапан полностью открылся) равно 10 * 0,1 =
1 бар.
Поскольку клапан марки СППК, то согласно КД давление разгерметизации равно 90% от давления настройки. В твоем случае
давление разгерметизации равно 0,9 * 10 =
9 бари. Это значит, что если давление в трубопроводе по какой-то причине повысится выше 9 бари, то клапан потеряет герметичность и начнет "травить", но еще не начнет открываться.
Поскольку клапан марки СППК, то давление закрытия равно 80% от давления настройки. В твоем случае
давление закрытия равно 0,8 * 10 =
8 бари. Это значит, что после того, как клапан полностью открылся он обратно уже НЕ ЗАКРОЕТСЯ, пока давление до клапана не упадет меньше 8 бари.
Очевидно, что изначальная величина, которая лежит в основе всех давлений выше,
рабочее давление должно быть не больше 8 бари.
Все остальные термины есть ересь и нарушение требований НТД, как то:
- установочное давление
- давление первого хлопка
- накопленное противодавление
- давление открывания
- давление срабатывания
- и т.д.
Подробнее см. ГОСТ 24856-2014, там перечислены все запрещенные к применению термины.
Откуда взялась цифра 70 т/ч? Она слишком подозрительная, т.к. такие значения определяются расчетом и не бывают целыми. При расчете пропускной способности подводящего и отводящего трубопроводов для обычных пружинных предклапанов (не сильфонных, не пилотных) необходимо пользоваться фактической пропускной способностью выбранного клапана, а не расчетной пропускной способностью. Согласно ГОСТ 31294 фактическая должна быть не менее расчетной, но не больше чем 30%.
Откуда ее взять? У тебя есть расчетная пропускная способность 70 т/ч, у тебя есть требуемая эффективная площадь седла, например 1500 мм2. У тебя есть предклапан с эффективной (внимание: не фактической, а эффективной) площадью седла 1800 мм2 для газов. Соответственно фактическая пропускная способность будет 70*1800/1500=84 т/ч.
Физический смысл в этом какой: если ты поставишь предклапан с большим запасом, то при срабатывании он не зависимо от окружающих его условий откроется полностью. Пружинные клапаны суть есть несбалансированного типа (в отличии от сильфонных и пилотных) и при открытии они всегда открываются полностью.
Откуда взялась температура 262 °С? Пар получает очень перегретым? Температура насыщения при 0,6 МПаи равна 165°С. Разница на самом деле очень большая.
Касательно методик расчет гидравлического сопротивления:
- самый простой (на мой взгляд) это найти програмку расчету гидрсопротивления. Я при предварительно расчете пользуюсь
вот этой, но она предназначена для расчета предклапанов и одновременно подводящих и отводящих трубопроводов. Форум наверно подскажет программы попроще.
- посложнее, но с гарантированным результатом, - это воспользоваться древними, но вполне рабочими методиками советских НИИ. Гугли самостоятельно "У-ТБ-09-90 Книга 3".
- самый точный способ для тру проектировщиков - справочник от монстра гидравлики. Гугли самостоятельно "И.Е.Идельчик. Справочник по гидравлическим сопротивлениям (1992)".
Касательно нормативной базы. На предохранительные клапаны действуют одновременно несколько НТД:
- ГОСТ 24570-81 "Клапаны предохранительные паровых и водогрейных котлов"
- ГОСТ "12.2.085-2002 "Клапаны предохранительные. Требования безопасности"
- ГОСТ 31294-2005 "Клапаны предохранительные прямого действия".
Все они отличаются друг от друга в деталях.